Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан

Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева народу Казахстана

Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны

Наш курс незыблем, цель ясна. Мы знаем, что необходимо делать для ее достижения

Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК на площадке Академии государственного управления при Президенте РК в г. Алматы провел 19 апреля заседание национальной экспертной площадки «КИСИ GPS: Gylym. Pikir. Sayasat» на тему «Местное самоуправление – школа демократии». Модератором дискуссионной площадки выступил директор КИСИ Еркин Тукумов.

В своей приветственной речи он отметил, что Глава государства в мартовском Послании подчеркнул, что сильная система местного самоуправления – это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте. «Сегодня в Казахстане есть 2 345 местных сообществ. Очевидно, что масштаб реформы местного самоуправления очень широкий. Есть Концепция развития местного самоуправления до 2025 года, значительно меняется роль маслихатов, доходная база местного самоуправления увеличится с нынешних 6 до 13 в 2024 году. Также планируется расширение полномочий Кенесов, трансформация аппаратов акимов сельских округов в администрации местного самоуправления, и самое главное – принятие Закона «О местном самоуправлении в РК». 

Как все эти реформы повлияют на систему управления на местах, какая модель местного самоуправления должна сложиться по результатам реформ, готовы ли граждане на местах вести активную работу по самоуправлению – эти и другие вопросы предлагаю сегодня обсудить на заседании нашей национальной экспертной площадки», – сказал глава Казахстанского института стратегических исследований.

Уровень самоорганизации в обществе демонстрирует способность общества принимать ответственность, активно проявлять свою позицию и влиять на процесс принятия решений. Местное самоуправление как институциональное образование выступает важным элементом самоорганизации и развития гражданского общества. Вовлеченность граждан в процесс принятия решений позволяет реализовать их право на управление и воздействовать на процесс принятия решений в государстве. Более качественно это право реализуется на локальном уровне при решении локальных проблем. Таким образом, местное самоуправление является своеобразной школой демократической организации местной жизни. Оно приучает общество к самоорганизации, необходимой для качественного решения вопросов в соответствии с интересами граждан.

В процессе становления и динамичного развития в Казахстане формируется собственная модель института местного самоуправления. С момента принятия и реализации Концепции местного самоуправления в 2012 году были достигнуты определенные успехи и результаты, которые позитивно воспринимаются гражданским обществом. Тем не менее это всего лишь начало большого пути. По мере вызревания гражданского общества как политического института возникают новые условия для дальнейших преобразований. 

Как отметил профессор Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева Еркимбек Ракимбаев, необходимо четко разграничить полномочия между представительными и исполнительными органами на местах. «Для них нужно готовить соответствующие кадры. Инновацией в сфере местного самоуправления является создание общин. Созданный нами Конгресс местных сообществ Казахстана разработал стратегию децентрализации власти между центральным и местным управлением до 2025 года. В рамках данной стратегии прорабатывается вопрос о соответствующих законопроектах по регулированию деятельности местных общин», – сказал Еркимбек Ракимбаев

Старший преподаватель кафедры политологии и политических технологий КазНУ им. аль-Фараби Руслан Ахмаганбетов сказал, что развитие местного самоуправления требует решения вопроса о децентрализации. По словам спикера, необходимо упростить процедуры согласования между селом, районом и областью. «Вопросы местного значения должны решаться на местах. И местному самоуправлению для решения своих собственных проблем нужны средства. Распределение средств должно соответствовать численности населения, а также важно оставлять большую часть собранных средств на местах, распределяя фиксированную долю районам, области и центру», – резюмировал он.

По словам директора Центра региональных исследований АО «Институт экономических исследований» Кайсара Нигметова,  реформирование местного самоуправления должно предусматривать вопросы изменений межбюджетных отношений. «Распределение бюджетов должно продолжаться, иначе зависимость местных институтов будет сохраняться. Расширение полномочий и компетенций должно быть подкреплено экономическими ресурсами. На сегодняшний день от децентрализации выигрывают только сельские округи с большим числом населения и находящиеся на экономически выгодных землях», – отметил он.

Эксперт в сфере общественного мониторинга Руслан Асаубаев считает, что местным исполнительным органам нужно научиться работать вместе с населением. «Как показывает практика, местные исполнительные органы испытывают проблемы в организации сходов местного населения. Сегодня даже подготовив хороший закон о местном сообществе, на практике могут возникнуть проблемы реализации. Сейчас у нас сельские акимы избираются. Таким же образом нужно избирать членов будущих Кенесов. Это позволит повысить роль и ответственность местных сообществ», – сказал эксперт.

«Все функции государства пересекаются друг с другом. Согласно Посланию Президента, нужно провести функциональный анализ и разграничить функции. Нужно понять, что наше административно-территориальное деление – это территории, на которых проживают люди. Они отличаются только размерами, но между ними много общего», – отметил директор ЧУ «Институт развития местного самоуправления» Сергей Худяков в своем выступлении.

Политолог Петр Своик подчеркнул, что властям нужно спустить вниз такую систему самоуправления, которая заинтересует население. «Для удобства местных жителей необходимо оцифровать эту схему. Самоуправление – это тоже власть. Ей надо дать территорию, ресурсы и возможности реализации», – отметил политолог.

По мнению Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива», есть три фактора, которые дают понять, куда двигаться. «Первый фактор – политическое волеизъявление по децентрализации. У прошлого руководства с суперпрезидентской моделью управления была централизация. Создавали местное самоуправление по принципу 2 в 1. Комитеты, территориальные советы местного самоуправления – не было понимания, чем занимаются эти структуры. Поэтому не было понимания модели, на какую модель ориентироваться. Рассматривали польскую, французскую, российскую, кыргызскую. Сейчас действующий Президент К.К.Токаев объявил курс на децентрализацию – выборность акимов и т.п.  Второй фактор – человеческий. Люди, если признаться честно, – потребители. Мы не можем на уровне домов создать ОСИ. Третий фактор – глубина экономических вопросов. Идут споры между министерством национальной экономики, министерством финансов и действующими акимами, потому что у каждого свой экономический интерес и понимание. Но самое главное – если не наладить бизнес и сельское хозяйство, не будет толка от бюджета 4-го уровня. Если этой активностью никто не занимается, то налогов не будет», – добавил эксперт.

«Мы живем в цифровую эпоху, а ведем себя, как в аналоговом мире. Необходимо разработать приложения, например, для ОСИ, тем самым решив проблему участия.  Цифровизация поможет закрыть вопрос пассивности. Цифровые решения позволят участвовать в местном самоуправлении занятым гражданам, а также тем, кто участвует в маятниковой трудовой миграции. Также целесообразно различать районы в рамках областей и в рамках городов. Для преодоления путаницы предлагаю называть городские районы дистриктами», – сказал советник директора КИСИ при Президенте РК Аскар Нурша.

Политолог, руководитель аналитических проектов EСPM Леся Каратаева: «Открытым остается вопрос готовности самих людей к участию. Мы видим, что на уровне ОСИ люди не всегда активны. Необходима тщательная подготовительная работа».

«Для решения проблем местного самоуправления необходимо объединить людей, чтобы они решали вопросы самостоятельно. Надо уметь найти потенциал в ауле. Наш потенциал – это люди. У Казахстана есть возможности открыть научно-производственные проекты для каждого региона. Цифровизация имеет место быть, она актуальна. В идеале нам нужно 2 уровня управления – республика и село. С цифровизацией это может работать. Но в нынешних реалиях 3 уровня – республика, район и село», – добавил Саркытбек Молдабаев, профессор Академии госуправления при Президенте РК (филиал по Алматинской области).

Эдуард Полетаев, политолог, журналист-международник, президент общественного фонда «Мир Евразии»: «Есть два подхода к МСУ – либо отделять от центра, либо делать с сильной привязкой к государству». 

По мнению руководителя отдела аналитики «Alem Research» Миланы Курбановой, цифровизация позволяет осуществлять мониторинг деятельности органов местного самоуправления онлайн. «На основе проведенных исследований медиапространства предлагается установить ответственность за качество принимаемых решений на местах, а также за несоблюдение сроков реализации задач. В качестве мер воздействия возможно использование материального и административного стимулирования субъектов местного самоуправления», – отметила Милана Курбанова.

Политолог, политический обозреватель Замир Каражанов считает, что сегодня местное самоуправление занимается вопросами как безопасности, так и экологии. «Есть местные исполнительные органы и органы местного самоуправления. Эти институты не должны дублировать функции друг друга. Развитие местного самоуправления зависит от активности гражданского общества. Сегодня мы наблюдаем пассивность граждан, но это не от того что граждане не хотят участвовать в политической жизни, а потому что они не знают, как в ней участвовать. Необходимо организовать формы гражданского участия, нужно развивать институты местного самоуправления», – заключил спикер.

19 04 22 1

Публикации